ДомойРЫНКИНе загонять, а заманивать

Не загонять, а заманивать

-

Находящийся в Вашингтоне Международный валютный фонд опубликовал занятный документ под названием “The Macroeconomics of De-Cashing” (Макроэкономика отказа от наличных). Это довольно любопытный документ, по сути обобщающий накопленный опыт по борьбе с наличными и дающий определенные рекомендации о том, как это следует осуществлять на практике. При этом естественно делается оговорка о том, что эта публикация лишь вроде как повод для обсуждения и не более того.

Документ интересен и тем, что содержит довольно редкую и временами достаточно неожиданную информацию о состоянии текущего наличного обращения, если не в мире, то в отдельных странах. И об этом стоит упомянуть отдельно. Обзор привычек населения в Австралии, Австрии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах и США показал, что по количеству транзакций расчеты наличными повсюду, за исключением США, превышают половину всех расчетов.

Обзор 2012 года по расчетам в США показал, что если величина платежа менее 20 американских дензнаков, то вероятность расчетов наличными составляет 90%, если она более этой суммы, то вероятность снижается до 57%. В любом случае шансы расчетов наличными превышают вероятность безналичного платежа.

В Еврозоне при всем их развитии пластика и безналичных расчетов сумма находящихся в обращении наличных превышает 1 триллион евро. С момента введения евро в обращение она выросла в четыре раза.

Собственно говоря, удивляться этому нечего. Наличные – это простое и безопасное средство расчетов, позволяющее легко контролировать расходы и планировать бюджет, практически полностью анонимное в современных условиях и не требующее какой-либо дополнительной инфраструктуры. Это наиболее удобная форма денег и в большой степени рассматривается как одно из фундаментальных прав человека.

Поэтому МВФ рекомендует бороться со всем этим неподконтрольным власти безобразием постепенно и стараясь не привлекать к этому процессу особого внимания. По мнению МВФ, это будет довольно длительный процесс, который следует осуществлять, предпринимая такие шаги, которые сложно оспаривать. В их список входят постепенный вывод из обращения банкнот с крупными номиналами, установление ограничений на расчеты наличными, установление контроля за трансграничными перевозками наличности и обязательно извещение властей об этом. С другой стороны, требуется упростить открытие и использование счетов для безналичных расчетов и создать привлекательные условия для их использования. Одним из шагов в этом направлении должна стать дальнейшая компьютеризация банковской системы.

Желательно, чтобы этот процесс продвигал частный сектор, чем государство, поскольку в этом случае население может выдвигать вполне резонные возражения. В любом случае властям следует избегать вывода наличных из обращения законодательным путем из-за приверженности населения к наличным. Появление в этом документе подобного пассажа явно свидетельствует о том, что проведенная в конце прошлого года в Индии именно таким путем демонетизация оказалась далеко не такой удачной, как ее стремились представить индийские власти и сам МВФ.

Поэтому были внесены соответствующие изменения и теперь рекомендуется использовать целенаправленные правительственные программы, чтобы убедить население, что прекращение использования наличных никак не связано с попытками властей контролировать все аспекты жизни людей, включая использование их средств и сбережений, или загнать все сбережения населения на счета в банки.

Вместе с тем официально декларируемые и столь привлекательные для правительств цели предельно просты: повысить собираемость налогов, нанести удар по серому сектору экономики, в большой степени попытаться подавить противоправную, по мнению властей, деятельность. Для банков – конвертировать наличные в банковские депозиты, за счет этого увеличить депозитную базу банковской системы, что теоретически должно снизить процентные ставки и расширить объемы кредитования.

Последний момент особенно интересен. Капитализм, в какой бы форме они ни существовал, невозможен не просто без кредита, а без кредитной экспансии, позволяющей за счет вовлечения новых участников закрывать ранее возникшие в результате плохих долгов дыры. Если достигнут потолок, и новых участников больше нет, долговой «пузырь» достиг своего предельного значения и должен лопнуть. Именно этот процесс начался в 2008 году, но так и не был окончательно разрешен.

Сейчас он, похоже, окончательно достиг своего предельного значения, и, хотя об этом в записке не говорится, ее авторы рассматривают изложенные в ней шаги как возможную попытку спасти финансово-банковскую систему. Вряд ли этот подход окажется удачным в силу довольно длительного промежутка времени, необходимого, чтобы существенно изменить человеческую психологию и существующие взгляды.

Основная идея документа МВФ заключается в том, чтобы не силой загонять население в подготовленный для него электронный концлагерь, а сделать его столь внешне привлекательным, чтобы оно само по доброй воле пришло туда и разместилось по баракам. Уверен ли в этом исходе МВФ? Не до конца, поскольку в тексте четко сказано, что даже в полностью безналичном обществе население всегда может прибегнуть к использованию наличных, выпускаемых другими странами, а также к использованию в качестве наличных разнообразных денежных суррогатов, различных товаров или золота.

Автор: Александр Лежава

Источник

LATEST POSTS

Разгром гособлигаций США: причем здесь Китай

По одной из версий, обвал американских гособлигаций организовали китайские товарищи, которые активно продают их последнее время. ...

Глобальная распродажа гособлигаций бьет по рынкам

Доходность облигаций продолжает расти без признаков замедления или прекращения. ...

Reuters узнал о планах «Астры» выйти на Мосбиржу 13 октября

Российская технологическая компания Astra откроет книгу заявок на покупку акций в рамках IPO 5 октября, узнал Reuters. Как ожидается, торги акциями IT-компании начнутся на Мосбирже...

Most Popular

spot_img